Некоммерческая организация

[править | править код]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Некомме́рческая организа́ция (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации. Фонд Викимедиа, осуществляющий поддержку инфраструктуры Википедии, относится именно к некоммерческим организациям.

Некоммерческие организации в составе «третьего сектора»[править | править код]

Современная социология условно делит социальные группы гражданского общества на три сектора: публичный, коммерческий и некоммерческий. Некоммерческие организации по умолчанию не входят в состав коммерческого сектора, в то время как причисление конкретной некоммерческой организации к публичному или некоммерческому сектору определяется совокупностью факторов и, как правило, носит субъективный характер.
ХарактеристикаГосударственный (публичный) секторКоммерческий (частный) секторНекоммерческий сектор
Секторпервыйвторойтретий
Состав сектора коммерческие организациинекоммерческие организации
Правовая форма организациидля органов власти — государственное учреждение или учреждение местного самоуправления; для государственных организаций — некоммерческая[1]коммерческаянекоммерческая
Учредителигосударствофизические, юридические лица и государствофизические, юридические лица и государство
Человеческие ресурсыштатныештатные и привлеченные (оплачиваемые)штатные и привлеченные (оплачиваемые и неоплачиваемые)
Оплата человеческих ресурсовзаработная платаштатных — заработная плата, привлеченных — по договору оказания услугштатных — заработная плата; коммерческие услуги привлеченных — по договору оказания услуг; услуги волонтёров(добровольцев) не оплачиваются
Основные цели деятельностиУправление обществом и оказание публичных услугИзвлечение прибылиКак правило, но не обязательно, общественно значимые, включая благотворительные(филантропические), просветительскиерелигиозные, политические, социально-экономические и проч.
Источники финансирования
государственный бюджетда. Для ряда организаций это единственный допустимый источник финансированиятолько для предприятий с участием государствавозможен, но только для НКО, учредителем которых является государство
заёмный капиталдадада
эмиссия ценных бумагда, но с ограничениямиданет
капитал собственниковнетданет
выручка от коммерческой деятельностида, но не для всех организацийОбязательно. Если организация не имеет выручки от коммерческой деятельности, она должна быть ликвидирована или преобразована в НКОда, но не может распределяться между учредителями
инвестициидадада[2]
пожертвованиянетнетда
Членские взносынетнетда. Многие НКО (чаще всего - товарищества собственников) ведут свою деятельность только на членские взносы и не обращаются к иным источникам финансирования
гранты, включая государственныенетВозможно, но чаще всего не используетсяВозможно и чаще всего используется. Многие НКО (например, научные, культурные организации) ведут свою деятельность только на гранты и не обращаются к иным источникам финансирования.
Существует мнение, что некоммерческие организации более эффективно выполняют социальные функции, чем государство. В этом смысле некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления, но при этом не прибегающие к помощи органов государственной власти и местного самоуправления, называются неправительственными.

Независимость[править | править код]

Для многих некоммерческих организаций обеспечение их независимости от учредителей и спонсоров является залогом приобретения, сохранения и укрепления доверия со стороны как спонсоров организации[источник не указан 790 дней], так и лиц, которым некоммерческая организация оказывает услуги. К примеру, некоммерческая организация, являющаяся средством массовой информации, заинтересована в том, чтобы распространяемая ею информация была объективной и непредвзятой; в противном случае организация рискует потерять доверие своей аудитории, а её сотрудники — уважение коллег. Религиозная некоммерческая организация, занимающаяся благотворительностью, заинтересована в том, чтобы её деятельность не сопровождалась пропагандой религиозных воззрений её учредителей и спонсоров; в противном случае организация рискует лишиться спонсоров, не поддерживающих данные религиозные воззрения, и/или вызвать подозрения у субъектов благотворительности в попытке навязывания им религии. Для ограждения от нежелательного влияния заинтересованных лиц некоммерческие организации могут задействовать комплекс мер, включающий нормативные средства, организационные меры и процедуры независимого надзора и контроля. В частности, учредительные документы, уставы и регламенты организации могут включать нормативные положения, обеспечивающие недопущение конфликта интересов, независимость членов попечительских советов и исполнительных органов, соблюдение особых требований к кандидатам на должности и позиции в организации, прозрачность финансов организации и прочее.

Гибридные формы некоммерческих организаций[править | править код]

В последнее время в законодательстве ряда стран появились новые правовые формы, сочетающие в себе черты организаций второго и третьего сектора. К их числу относятся:
Эти формы позволяют создавать организации, работающие для социальных или экологических целей, с сохранением за ними ограниченной возможности извлечения прибыли в качестве вторичной цели.
С момента принятия соответствующего закона в 2004 году число Компаний в общественных интересах (CIC) в Великобритании превысило шесть тысяч. От компаний первого сектора их отличают две ключевые особенности: выплачиваемые акционерам дивиденды не могут превышать 35 % прибыли и компания должна быть способна продемонстрировать, что она «действует в интересах местного сообщества, либо в общественных интересах в более широком смысле слова».

Виды некоммерческих организаций[править | править код]